Удобные флаги
Сингапур представляет собой государство с динамично развивающейся экономикой, довольно высоким уровнем дохода на душу населения. Морской порт Сингапура является крупнейшим в мире по объему грузооборота. Страну отличает колоссальный объем внешней торговли, высокий уровень золотовалютных резервов, значительный объем зарубежного инвестирования. Сингапур является одним из ведущих региональных финансовых центров. В стране зарегистрировано свыше 100 иностранных банков, при этом оборот в банковской инвестиционной сфере имел устойчивую тенденцию к росту до 1997 года. Уровень налогообложения в стране для резидентов можно определить как высокий. Налоговая система основывается на территориальном принципе обложения, что позволяет освобождать от налогообложения доходы, полученные от зарубежных источников.
Систему корпоративного законодательства нельзя отнести к разряду льготных. Предусматривается обязательное наличие минимум двух директоров компании, при этом директора компаний должны быть резидентами Сингапура. Установлены обязательность ежегодного собрания акционеров, доступность для третьих лиц сведений об акционерах компаний, количество акционеров компаний должно быть не менее двух. В Сингапуре запрещен выпуск акций на предъявителя, а также выпуск акций без указания номинала. Налоговые власти требуют предоставления ежегодного отчета, аудиторской проверки деятельности предприятий, организованных в форме акционерных обществ. Не допускается возможность изменения местонахождения компании. Компания обязательно должна иметь местный зарегистрированный юридический адрес.
Для регистрации компании в Сингапуре необходимо соблюдение определенных процедур, а также уплата регистрационных сборов. Доходы физических лиц — нерезидентов из источников, расположенных на территории Сингапура, подлежат обложению подоходным налогом по единой ставке 31%. Данная ставка является также максимальной для обложения доходов физических лиц — резидентов страны. Эта же ставка применяется в отношении доходов трастов, учрежденных в Сингапуре. Кроме того в стране действуют налоги на передачу имущественных прав, на дивиденды, проценты и передачу авторских прав. Ставка корпорационного налога установлена 30%. Налоговое законодательство, однако, предусматривает ряд исключений для определенных видов доходов.
В соответствии с территориальным принципом налогообложения компания-резидент уплачивает корпорационный налог по ставке 30% со всех доходов, источники которых расположены на территории страны, а также на доходы из иностранных источников, которые переводятся в Сингапур. В том случае, когда такой доход не переводится в страну, он не подлежит обложению корпорационным доходом. Переводимые в Сингапур дивиденды подлежат налогообложению с учетом уплаченных за рубежом налогов (иностранный налоговый кредит — Foreign tax credit). Дивиденды, выплачиваемые сингапурскими компаниями, не подлежат налогообложению у источника. В Сингапуре применяется система исключения двойного налогообложения — при перечислении дивидендов компаниям — резидентам Сингапура уплаченный корпорационный налог засчитывается акционеру в качестве налогового кредита.
Предоставление иностранного налогового кредита осуществляется в тех случаях, когда это оговорено в соглашении об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения заключены Сингапуром с 34 странами (Австралия, Бельгия, Германия, Дания, Индия, Индонезия, Израиль, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Финляндия, Франция, Шри-Ланка, Швеция, Швейцария и Япония и др.). Большинство соглашений предусматривает предоставление налогового кредита при соблюдении требований о минимальном участи в акционером капитале. Например, по соглашению с Германией для получения налогового кредита по налогу на прибыль, взимаемому с немецкой компании, достаточно, если зарегистрированная в Сингапуре компания владеет хотя бы 2,5% акционерного капитала немецкой компании. В то же время, в соответствии с соглашением, подписанным с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, налоговый кредит предоставляется, если сингапурской компании принадлежат не менее. 10% акций с правом голоса в английской компании
Дополнительные преимущества владельцы холдинговых компаний, зарегистрированных в Сингапуре, получают в результате отсутствия налогообложения прироста капитала. Сочетание таких факторов, как отсутствие налогообложения доходов из иностранных источников (при условии, что они не переводятся в Сингапур), отсутствие налогообложения прироста капитала и наличие соглашений с рядом стран об устранении двойного налогообложения, делает Сингапур привлекательным для регистрации холдинговых компаний. Разумеется подобные преимущества могут быть эффективно использованы при значительных объемах деятельности и тщательной проработке мероприятий налогового планирования с привлечением специалистов по сингапурской налоговой системе. Этими же факторами обусловливается и привлекательность регистрации судовладельческих компаний на территории Сингапура.
Следует отметить, что право использования флага Сингапура предоставляется только компаниям, зарегистрированным в стране. В целях привлечения крупных cсудовладельческих компаний сингапурское правительство с 1991 года предприняло ряд дополнительных мер. Одной из таких мер является возможность, получения иностранной компанией статуса уполномоченного международного судовладельческого предприятия Компании с этим статусом полностью освобождаются от налогов на доходы в Сингапуре, даже в том случае, если дочерняя иностранная судовладельческая компания (промежуточный владелец судна) осуществляет перечисление дивидендов материнской компании в Сингапур. Для получения статуса уполномоченного международного судовладельческого предприятия компания должна соответствовать следующим условиям:
- владеть прямо или косвенно минимум четырьмя судами;
- не менее 10% принадлежащего ей флота должно ходить под флагом Сингапура;
- общие ежегодные расходы компании в Сингапуре не должны быть менее 2,25 млн. долл. США (для определения данного показателя в затраты не включается оплата труда членов экипажей, проценты» уплачиваемые по кредитам на покупку судов)
Сингапурское законодательство основывается на нормах британского права, что обусловливает возможность учреждения трастов, отвечающих требованиям международного налогового планирования. Однако в связи с тем, что сингапурские власти стремятся к созданию международного финансового центра, а не офшорных территорий, стандартные условия траста не могут рассматриваться как наиболее благоприятные. Это относится также и к системе налогообложения холдинговых компаний, и к регистрации судовладельческих компаний. Потенциальное применение налоговых льгот, установленных сингапурским законодательством, для украинских физических лиц крайне ограничено как вследствие относительно высокого общего уровня налогообложения, так и значительных расходов, необходимых для претворения в жизнь схем международного налогового планирования.
Доходы трастов подлежат налогообложению и в тех случаях, когда бенефициарами выступают нерезиденты Сингапура. Для украинских юридических лиц Сингапур предоставляет ряд существенных возможностей по оптимизации налоговых обязательств в сфере международной торговли, банковской и инвестиционной деятельности. Привлекательность Сингапура значительно возрастает в тех случаях, когда создаваемые международные схемы деятельности группы предприятий включают образование структур, осуществляющих значительный объем реальных операций по международным морским перевозкам, масштабные проекты внешнеторговых операций со странами Юго-Восточной Азии, производство продукции, проведение операций на валютных и фондовых рынках этого нестабильного, но динамично развивающегося региона. Важно подчеркнуть, что любые мероприятия, осуществляемые на территории Сингапура, следует тщательно прорабатывать, так как эта страна не только со значительным уровнем налогообложения, но и с высокоразвитой системой налогового контроля. Эффективное использование преимуществ и льгот, предоставляемых сингапурскими властями, достижимо лишь при условии, когда разработка проектов оптимизации налоговых обязательств проводится при активном участии местных экспертов (по гражданскому законодательству, налоговому праву, таким специальным сферам экономической деятельности, как учреждение трастовых и холдинговых компаний, регистрация судов и судовладельческих компаний, нормам законодательства, регламентирующим банковскую и инвестиционную деятельность).