Удобные флаги
В соответствии с законами Республики Кипр (статья 5 п1. законов о торговом судоходстве (регистрация судов, продажа и закладные с 1963 г. по 1987 г.) судно может быть зарегистрировано на Кипре, если более половины акций его принадлежат:
- Киприоту;
- Корпорации, открытой и действующей по законам Республики Кипр и имеющей зарегистрированный офис на ее территории;
- Корпорации, учрежденной за пределами Республики Кипр, контрольный пакет которой принадлежит киприотам, если она получила на то санкцию Совета министров республики.
Кроме того, часть законов о торговом судоходстве (регистрация судов, продажа и закладные) с 1963г. по 1987г. предполагает параллельную регистрацию судов, когда они фрахтуются судоходной кипрской компанией или иностранной компанией. В соответствии с вышеуказанным регистрация судов на Кипре может быть временная, постоянная и параллельная.
Итак, все владельцы, не проживающие на Кипре, но желающие зарегистрировать свои суда под кипрским флагом, должны учредить свою компанию на Кипре, которая затем приобретает судно на свое имя или фрахтует его. На судовладельческие и судо-пользовательские предприятия полностью распространяются все общие льготы и привилегии, среди которых следует подчеркнуть следующие:
- полное освобождение от обложения налогами доходов оффшорных товариществ;
- освобождение от налогов доходов филиалов оффшорных компаний, управляемых и контролируемых за пределами Кипра;
- применение льготных ставок налогообложения доходов филиалов оффшорных компаний, управляемых и контролируемых в пределах Кипра (по ставке 4,25%);
- освобождение оффшорных компаний от уплаты, всех гербовых сборов с документов, связанных с их обычной предпринимательской деятельностью;
- отсутствие налогообложения при передаче имущества и имущественных прав, при условии, что собственность была приобретена за счет ввезенной на территорию Кипра иностранной валюты;
- дивиденды, выплачиваемые оффшорными компаниями, не подлежат обложению у источника;
- сотрудники оффшорных компаний, не являющиеся гражданами Кипра, платят налоги по льготным ставкам (в размере половины обычной ставки, если работают на Кипре; в размере одной десятой обычной ставки, если работают за пределами Кипра, при этом, если заработная плата выплачивается на Кипре, они полностью освобождаются от налогообложения);
- от обложения импортными пошлинами полностью освобождаются автомобили, офисное и бытовое оборудование, используемое оффшорной компанией или ее сотрудниками, которые не являются гражданами Кипра.
По законам Кипра иностранцы могут организовать Компанию и держать до 100% ее акций. В целях избежания валютного контроля она считается нерезидентной. Компания может приобретать и регистрировать суда под кипрским флагом, а также фрахтовать их. Общие условия регистрации компании не являются ни сверхльготными, ни излишне обременительными. Расходы на регистрацию составляют 750 кипрских фунтов (250 правительственные сборы и 500 прочие сборы и расходы). Ежегодные расходы на поддержание деятельности компании различаются в зависимости от вида деятельности. Минимально необходимое количество акционеров два, при этом может быть один реальный владелец собственности и один номинальный держатель акций. Запрещен выпуск акций без указаний их номинала, даже акций на предъявителя. Ведение открытого реестра акционеров не обязательно. Установлена обязательность ежегодного собрания акционеров, однако место такого собрания может быть любым. Необходимо представление ежегодного отчета, заверенного лицензированным аудитором. Законодательство не предусматривает возможности изменений местонахождения компании. Местный юридический адрес обязателен. Сведения о владельце собственности должны сообщаться только в Центральный банк Кипра, в Регистрационную Палату такие введения могут не представляться. Компания может иметь одного директора, при этом он не обязательно должен быть резидентом Кипра.
Центральный банк Кипра позволяет нерезидентам Кипра учреждать компании на Кипре, а также приобретать акции судовладельческих компаний на Кипре без ограничений. В этом случае компании рассматриваются как нерезиденты для целей применения норм валютного контроля и могут:
- без получения каких-либо предварительных ограничений передавать нерезидентам в залог любое судно;
- вкладывать средства на депозит, а также заимствовать средства за Пределами Кипра;
- приобретать суда у резидентов, а также продавать суда нерезидентам;
- выпускать гарантии в пользу нерезидентов
В соответствии с нормами закона о торговом мореплавании прибыли от операций таких кипрских предприятий или и любые дивиденды, получаемые от кипрской судовладельческой компании, не подлежат налогообложению, дополнительные льготы судовладельческим компаниям предоставляются в форме специального освобождения, которое было установлено в 1963 году на десять лет и впоследствии продлевалось каждое последующее десятилетие. Один из ведущих экспертов в сфере применения норм кипрского «офшорного законодательства» Майкл X. Зампелас отмечает, что кипрским судовладельческим офшорным компаниям предоставляются и другие льготы, в частности освобождения от налога на наследство на акции офшорных судовых компаний; отсутствует налог на увеличение капитала при продаже судна или акций судовой компании; не взимается подоходный налог на зарплату командного состава и экипажа судов; упразднена государственная пошлина на совершение продажи или залога судов.
Важной льготой для судо-пользовательских компаний является освобождение от уплаты взносов фонда социального страхования и обеспечения. Формально установлено требование, в соответствии с которым 15% общей численности экипажа судна,зарегистрированного на Кипре, должны составлять резиденты страны, однако на практике это требование не применяется. Члены экипажа могут быть гражданами и резидентами любого государства. Основным требованием является подтверждение компетентности аттестатами, признаваемыми властями Кипра. К числу стран, аттестаты которых признаются, относятся: Аргентина, Австралия, Болгария, Греция, Гонконг, Дания Египет, Индия, Исландия, Индонезия, Израиль, Ирландия, Испания,
Италия, Канада, Китай, Куба, Либерия, Ливан, Малайзия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сингапур, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Турция, Финляндия, Франция, Филиппины, ФРГ, Швеция, Югославия, Южная Корея, Япония и ряд других стран. За использование в качестве членов экипажа нерезидентов Кипра компания ежемесячно уплачивает сбор в сумме 1 кипрский фунт.
Компания может управлять судном из-за пределов Кипра, либо подписать контракт с действующей международной компанией на Кипре. Благоприятные условия, создаваемые для судо-пользовательских Компаний, обусловили создание на Кипре дочерних предприятий крупнейшими судо-пользовательскими компаниями мира. Судо-пользовательские предприятия регистрируются, как правило, в форме компании с ограниченной ответственностью.
Росту привлекательности зарегистрированных на Кипре судовладельческих и судо-пользовательских компаний способствует членство страны в целом ряде международных организаций. Кипр является членом ООН, Совета Европы, Британского содружества наций, Движения неприсоединения, Таможенного союза ЕС. Правительство Кипра ратифицировало практически все основные международные конвенции, связанные с судоходством, а также заключило большое количество двусторонних соглашений по вопросам международного налогообложения и по судоходству. Крупнейшие порты Кипра — Ларнака и Лимассол — объявлены свободными портами.
Все указанные факторы способствуют тому, что Кипр, в отличие от некоторых других специализированных офшорных зон для целей совладения и судопользования, становится местом проведения реальных операций, а не только территорией, предоставляющей «удобный флаг». Судоходная компания может приобретать или фрахтовать суда под любым флагом. Компания может открыть свой собственный офис на Кипре при условии предварительного одобрения Центрального Банка Кипра. В соответствии с кипрским Законом об адвокатах оформлять необходимые документы для учреждения кипрской компании имеют право только местные юристы, поэтому лицам, желающим зарегистрировать судно под кипрским флагом, необходимо в первую очередь нанять местного адвоката. Кипрское законодательство предполагает, что все документы , относящиеся к кипрским судам (включая регистрационные документы компании), принимаются при условии, что они оформлены на языке, понятном для компетентных должностных лиц. Это ускоряет регистрацию судов и снижает затраты на перевод документов.
Ограничения по износу судов.
В Регистре кипрских судов могут быть зарегистрированы суда любого типа и тоннажа износом не более 17 лет.
Если возраст судна составляет от 18 до 20 лет, то необходимо соблюдение следующих обязательных условий:
- судовладелец должен регулярно перезаключать коллективный договор с членами команды;
- контроль за техническим состоянием судна должен осуществиться управляющей компанией, зарегистрированной и имеющей на Кипре место осуществления соответствующей деятельности;
- судно должно пройти предварительную инспекцию Департамента торгового судоходства Кипра за шесть месяцев до даты регистрации, при этом все выдвинутые рекомендации должны быть неукоснительно исполнены;
- граждане Кипра должны составлять не менее 25% от общей численности экипажей пассажирских судов (данное требование не подлежит выполнению только при условии получения письменного подтверждения из регионального управления по трудоустройству о том, что на учете не состоят безработные моряки соответствующими специальностями);
- судовладелец должен предоставить возможность, по меньшей мере одному студенту мореходного училища — резиденту Кипра для прохождения шестимесячной практики на борту такого судна.
В отношении регистрации судов, которым к моменту регистрации под кипрским флагом уже более 17 лет, существуют определенные условия, которые приведены ниже.
Эти условия применяются ко всем трем типам регистрации.
Вышеперечисленные условия не распространяются на суда, используемые для отдыха и развлечений без цели получения доходов.
Когда возраст судна составляет от 21 года до 23 лет, выдвигаются дополнительные условия. Если управление судном осуществляется за пределами Кипра, то бенефициарному владельцу такого судна должны принадлежать еще два прежде не попадавших в аварию судна, возраст которых не превышает 17 лет. Эти суда должны быть зарегистрированными под кипрским флагом, при этом каждое из этих судов должно иметь тоннаж не менее 1 000 тонн. Для того чтобы судно считалось принадлежащим одному и тому же бенефициарному владельцу, достаточно чтобы в его руках был сконцентрирован 51% акции компаний, которым принадлежат суда, а не менее половины директоров в этих компаниях должны быть общими.
Обязательным условием регистрации судов, возраст которых превышает 23 года, является следующее: большинство владельцев компании и половина ее директоров должны быть кипрскими резидентами и управление должно осуществляться с Кипра.
Кипрское законодательство устанавливает также ряд дополнительных ограничений и требований, если возраст судна превышает 17 лет. Обычно для целей судовладения регистрируется компания с ограниченной ответственностью с минимальным уставным капиталом 10 000 кипрских фунтов. 10% стоимости акций оплачивается в момент создания компании. Компания приобретает юридический адрес на Кипре. Обязательное условие о том, что компания должна иметь не меньше двух акционеров, обычно обходится путем заключения договора с трастовой компанией, которая выступает в качестве номинального держателя одной акции. Обычно в качестве номинальных директоров назначаются граждане Кипра, что автоматически
подтверждает управление компанией с территории Кипра. Данное подтверждение необходимо для получения ряда дополнительных льгот.
Получение сертификата об инкорпорации из кипрского реестра компаний дает возможность осуществить регистрацию судна.
Заявка на регистрацию судов подается на имя министра коммуникаций и работ. Одновременно в судовой регистр Кипра направляется выписка из классификационного общества, в которой указывается класс судна, соответствие международным торговым сертификатам. Власти Кипра признают следующие классификационные общества:
American Bureau of Shipping (USA),
Bureau Veritas (Франция),
Cyprus Bureau of Shipping (Кипр),
Det Norske Veritas (Норвегия),
Germanisher Lloyd (ФРГ),
Hellenic Register of Shipping (Греция),
Lloyd Registre of Shipping (Англия),
Nippon Kaiji Kyokai (Япония),
Polski Rejestr Statkow (Польша),
Registro Italiano Navale (Италия),
Registrul Naval Roman (Румыния),
Российский судовой регистр (Россия).
Для регистрации судов используется такая специальная категория акции судна. Стоимость судна разбивается на сто частей — судовых акций. Каждая акция в отдельности может быть использована самостоятельно для целей продажи, передачи в качестве объекта залоги т.д.
Правительство Кипра допускает параллельную регистрацию судов, то есть судно может числиться одновременно и в регистре той страны, где оно было зарегистрировано первоначально, и в кипрском судовом регистре. Для параллельной регистрации судов должны быть выполнены следующие условия:
- судно должно быть зафрахтовано кипрской компанией на условиях «бербоут-чартер»;
- законы страны первоначальной регистрации судна должны допускать возможность параллельной регистрации;
- в кипрский судовой регистр предоставляется письменное согласие первоначального регистратора и держателей объекта залога в том случае, если судно передано в залог.
В период параллельной регистрации первоначальная регистрация приостанавливается и судно должно ходить под кипрским флагом. В документах судна указывается номер по кипрскому судовому регистру и порт приписки.
Важно отметить, что если более, половины «акций судна», зарегистрированного на Кипре, передаются иностранным резидентам, то судно подлежит исключению из кипрского судового регистра:
Управление судами с территории Кипра. Управление судами с территории Кипра должно осуществляться компанией, зарегистрированной на Кипре и имеющей для этих целей офис и квалифицированный персонал. Управление должно охватывать по крайней мере управление командой, техническое управление, бухгалтерию, как это оговорено в Соглашении о стандартах управления судами В IMCО «SHIPMAN».
Особые проверки. Особые проверки осуществляют инспекторы Департамента торгового судоходства за счет судовладельцев. Такие проверки могут проходить за 6 месяцев до регистрации судна, при регистрации или после нее, но обязательно до того, как судно будет постоянно зарегистрировано на Кипре. Все рекомендации, возникшие в результате проверки, должны быть выполнены до постоянной регистрации судна.
Привлекательность Кипра для потенциальных украинских пользователей в качестве места регистрации судовладельческих и судопольвательских компаний помимо общих благоприятных условий, проставляемых кипрскими властями, повышается за счет следующих факторов:
- относительная территориальная близость;
- возможности использования Кипра для реальных операций;
- относительная простота и дешевизна стоимости, создания и поддержания оффшорного предприятия на Кипре;
- наличие большого числа соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Кипром с целым рядом государств;
- соглашение об устранении двойного налогообложения между Кипром и Украиной
- возможность использования трастовых схем (хотя и с некоторыми ограничениями);
- возможность сочетания преимуществ «судового оффшора» с преимуществами оффшоров в банковской и страховой сфере;
- наличие высококвалифицированного персонала в юридических, аудиторских и иных специализированных консалтинговых компаниях (в ряде специализированных компаний работают специалисты со знанием русского языка);
- упрощенные процедуры въезда и выезда для украинских граждан.
- Кипр является членом ООН, ЕЭС и Совета Европы.
- демократическая страна с рыночной экономикой.
- Кипр имеет стратегическое расположение на пересечении путей между тремя континентами.
- на Кипре отсутствует налог на прибыль, полученную от работы зарегистрированных на Кипре судов, и на дивиденды от судоходных компаний.
- в стране отсутствует налог на прирост капитала с продажи или передачи зарегистрированного на Кипре судна, или акций судоходной компании.
- отсутствует имущественная пошлина на наследование акций судоходной компании.
- нет подоходного налога с зарплаты офицеров и команды судна.
- отсутствует гербовый сбор с документов по залогу судна и других аналогичных документов. Кипр имеет много международных конвенций по морскому делу.
- Кипр имеет большое количество двухсторонних соглашений, по которым кипрские суда пользуются режимом наибольшего благоприятствования в портах других стран.
- Кипру присущи конкурентноспособные стоимость регистрации судов и ежегодные налоги с грузозависимости.
- для страны характерна полная защита финансистов и залогодержателей.
В заключение отметим, что стоимость открытия судоходной компании на Кипре равна стоимости открытия обычных оффшорных компаний.